Содержание
ASUS RTX 4060 купить со скидкой
Nvidia GeForce RTX 4060 обзор в 2024 году
Nvidia RTX 4060 имеет минимальную стоимость графических ускорителей на основе архитектуры Ada Lovelace и графических процессоров серии RTX 40 в 299 долларов (на старте продаж в США). По цене она находится между прежними RTX 3060 и RTX 3050, и хотя по мере продвижения вниз по лестнице цены и производительности всегда приходится идти на компромиссы, она представляет собой потенциально выгодное предложение. Для людей с ограниченным бюджетом она может стать одной из лучших видеокарт, если, конечно, производительность будет на высоте.
Nvidia GeForce RTX 4060 снижает начальную цену для архитектуры Ada Lovelace и графических процессоров серии RTX 40 до 299 долларов. По цене она находится между прежними RTX 3060 и RTX 3050, и хотя по мере продвижения вниз по лестнице цены и производительности всегда приходится идти на компромиссы, она представляет собой потенциально выгодное предложение. Для людей с ограниченным бюджетом она может стать одной из лучших видеокарт, если, конечно, производительность будет на высоте.
Есть заслуженные претензии к ограничению графического процессора AD107, лежащего в основе этой карты, 128-битным интерфейсом памяти, хотя более низкая цена по сравнению с RTX 4060 Ti снимает часть претензий. Предыдущее поколение RTX 3060 оснащалось 192-битным интерфейсом и 12 ГБ памяти, так что в этой области это явный шаг назад. Мы обсудим это подробнее позже, поскольку это очень важная тема.
В подавляющем большинстве игр новая RTX 4060 легко обгоняет RTX 3060 (обзор этой видеокарты есть у нас на сайте по ссылке Обзор Nvidia GeForce RTX 3060 в 2023 году) предыдущего поколения и почти догоняет RTX 3060 Ti. Добавьте сюда поколение кадров DLSS 3 и значительно улучшенную эффективность, и вы сможете привести разумные аргументы в пользу покупки RTX 4060 вместо карт предыдущего поколения. Вы не достигнете новых уровней производительности, но получите все новейшие функции и обновления Nvidia.
Основную конкуренцию RTX 4060 могут составить две видеокарты от AMD. Последнее поколение видеокарт Radeon RX 7600 дешевле RTX 4060 на 50 долларов, а предыдущее поколение RX 6700 XT начинается от 309 долларов, практически соответствуя RTX 4060 по цене, но предоставляя на 50 % больше памяти и потенциально лучшую общую производительность. В зависимости от цен и доступности, RTX 3060 Ti (и другие графические процессоры 30-й серии) также могут быть интересным вариантом, но мы не ожидаем, что такие карты останутся в продаже надолго, если только вы не хотите приобрести подержанную карту.
Давайте проверим спецификации. Мы получили от Nvidia модель Asus RTX 4060 Dual OC, которая поставляется со скромным заводским разгоном.
Технических характеристик RTX 4060
ВИДЕОКАРТА | Nvidia RTX 4060 | Nvidia RTX 3060 | Radeon RX 7600 | Intel Arc A770 16GB |
---|---|---|---|---|
Архитектура | AD107 | GA106 | Navi 33 | ACM-G10 |
Тех процесс | TSMC 4N | Samsung 8N | TSMC N6 | TSMC N6 |
Транзисторы (млрд.) | 18.9 | 12 | 13.3 | 21.7 |
Размер кристалла (mm2) | 158.7 | 276 | 204 | 406 |
SMs | 24 | 28 | 32 | 32 |
Ядра GPU | 3072 | 3584 | 2048 | 4096 |
Тензорные ядра | 96 | 112 | 64 | 512 |
RT ядра | 24 | 28 | 32 | 32 |
Базовая частота ядра (MHz) | 2460 | 1320 | 2625 | 2100 |
L2 / Infinity Cache | 24 | 3 | 32 | 16 |
Скорость видеопамяти (Gbps) | 17 | 15 | 18 | 17.5 |
Объем видеопамяти (GB) | 8 | 12 | 8 | 16 |
Шина видеопамяти (bit) | 128 | 192 | 128 | 256 |
ROPs | 48 | 48 | 64 | 128 |
TMUs | 96 | 112 | 128 | 256 |
GFLOPS FP32 (Boost) | 15.1 | 12.7 | 21.5 | 17.2 |
TFLOPS FP16 (Tensor) | 121 (242) | 51 (102) | 43 | 138 |
Пропускная способность (GBps) | 272 | 360 | 288 | 560 |
Энергопотребление (Вт) | 115 | 170 | 165 | 225 |
Дата запуска | Июль-23 | Фев-21 | Мар-23 | Сен-22 |
Цена на старте продаж | $299 | $329 | $269 | $349 |
В приведенной выше таблице перечислены четыре GPU, представляющих собой наиболее полезные сравнения для RTX 4060. Она использует графический процессор Nvidia AD107, тот же чип, что и в GPU для ноутбуков RTX 4060 и 4050.
В RTX 4060 используется полный чип AD107, с 24 потоковыми мультипроцессорами (SMs), каждый из которых имеет 128 ядер CUDA. Таким образом, общее количество шейдеров составляет 3 072. Опытные математики заметят, что это меньше, чем у RTX 3060 предыдущего поколения — 3 584 шейдера. Однако, как и в остальных моделях 40-й серии, тактовая частота значительно выше — 2460 МГц по сравнению с 1777 МГц у 3060. В результате пиковая вычислительная производительность оказывается на 19 % выше.
Пропускная способность памяти ниже — 272 ГБ/с по сравнению с 360 ГБ/с у RTX 3060. Но кэш L2 увеличился с 3 МБ у 3060 до 24 МБ у 4060, и Nvidia утверждает, что это повышает эффективную пропускную способность на 67 % — до 453 ГБ/с. О подсистеме памяти и ее последствиях мы поговорим подробнее немного дальше.
Стоит отметить, что RTX 4060 поставляется с интерфейсом PCIe x8, как и RTX 4060 Ti, в то время как RTX 4070 и выше используют каналы x16. Это похоже на RX 7600 и предыдущее поколение RTX 3050, где сокращение дополнительных линий PCIe помогает уменьшить размер корпуса. Это не должно иметь большого значения для большинства современных ПК, но если вы планируете модернизировать старый ПК, поддерживающий только PCIe 3.0, с помощью RTX 4060, вы можете немного потерять в производительности по сравнению с тем, что мы покажем в наших бенчмарках.
AMD RX 7600 на данный момент является главным конкурентом от AMD.
Если посмотреть на конкурентов по относительно схожей цене, то у нас есть много вариантов. У AMD есть новая карта RX 7600 8 ГБ, а также предыдущее поколение RX 6700 XT 12 ГБ и RX 6700 10 ГБ. От Intel есть Arc A770 8GB и Arc A750. Кроме того, Nvidia приходится конкурировать с уже существующими картами, такими как RTX 3060, RTX 3060 Ti и RTX 3070. Можно с уверенностью сказать, что Nvidia сможет сравниться или превзойти карты от AMD и Intel, когда речь идет о производительности трассировки лучей и нагрузках искусственного интеллекта, но, скорее всего, она проиграет в этих задачах картам 3060 Ti и выше. Производительность растеризации должна оказаться для новинки более сложной задачей.
Многие геймеры переходят от одного поколения к другому, и Nvidia (как и AMD с RX 7600) рассматривает RTX 4060 как отличный способ обновления для тех, кто все еще использует такие карты, как GTX 1060, RTX 2060 или RX 570/580/590. При всех жалобах на серию RTX 40 и ее более высокую цену, приятно видеть, что Nvidia сравняла или превзошла цены на два GPU предыдущего поколения. RTX 2060 начинал продаваться по цене 349 долларов, а затем был снижен до 299 долларов, в то время как RTX 3060 начинал продаваться по цене 329 долларов, но до последних нескольких месяцев цена на него редко снижалась.
Блок-схема RTX 4060 / AD107
Блок-схема RTX 4060 / AD107 показывает, насколько сильно Nvidia урезала свои возможности, чтобы добиться оптимальной цены. Большинство других чипов Ada имеют несколько блоков NVDEC / NVENC, но AD107 имеет только один из них. Как отмечалось выше, всего 24 SM, распределенных между тремя GPC (Graphics Processing Clusters). Наконец, Nvidia предоставляет до 8 МБ кэша L2 на каждый 32-битный канал памяти, но у RTX 4060 он составляет всего 6 МБ, т.е. в общей сложности 24 МБ. (Мобильная RTX 4060 получает полные 32 МБ, если вам интересно).
Как и другие чипы Ada Lovelace, RTX 4060 включает ядра Nvidia 4-го поколения Tensor, ядра RT 3-го поколения, новые и улучшенные блоки NVENC/NVDEC для кодирования и декодирования видео с поддержкой AV1, а также значительно более мощный ускоритель оптического потока (OFA). Последний используется для DLSS 3, и все указывает на то, что Nvidia не намерена пытаться включить функцию Frame Generation на Ampere и более ранних RTX GPU.
Тензорные ядра теперь поддерживают FP8 с разреженностью. Пока неясно, насколько это полезно для различных рабочих нагрузок, но ИИ и глубокое обучение уже не раз использовали форматы чисел меньшей точности для повышения производительности без существенного изменения качества результатов — по крайней мере, в некоторых случаях. В конечном итоге все зависит от выполняемой работы, и понять, для чего используется FP8 и FP16, а также разреженность, может быть непросто.
Конечно, запуск моделей ИИ на бюджетных народных картах вроде RTX 4060 — не самая главная цель. Да, Stable Diffusion будет работать. Другие модели ИИ, которые могут уместиться в 8 ГБ VRAM, тоже будут работать. Однако тем, кто всерьез занимается ИИ и машинным обучением, почти наверняка нужен GPU с большей вычислительной мощностью и большим объемом VRAM.
Достаточно ли 8 ГБ видеопамяти (VRAM) в 2024 году?
Одна из самых больших претензий, которую вы наверняка услышите в адрес RTX 4060, — это то, что у нее всего 8 ГБ VRAM. Вы также можете услышать жалобы на 128-битную шину памяти. Снижение до 128-битной шины в 4060, безусловно, является компромиссом, но здесь играют роль множество факторов.
Во-первых, нужно помнить, что значительно больший объем кэша L2 действительно очень помогает в плане эффективной пропускной способности памяти. Каждое обращение к памяти, выполняемое кэшем L2, означает, что 128-битный интерфейс даже не вступает в игру. Nvidia утверждает, что коэффициент попадания в кэш L2 RTX 4060 с большим объемом 24 МБ по сравнению с тем, каким он был бы при использовании амперного L2 размером 2 МБ, на 67 % выше. Nvidia не лжет, и реальные показатели производительности подтверждают этот факт — AMD также указывает эффективную пропускную способность многих своих графических процессоров RDNA 2 и RDNA 3 по той же причине.
В то же время есть граничные случаи, когда больший объем кэша L2 не так уж сильно помогает. Работа в разрешении 4K или даже 1440p снижает частоту обращений к кэшу, но некоторые приложения просто по-другому обращаются к памяти, что также может снизить частоту обращений. Мы слышали, что одним из таких случаев является эмуляция, а другим — алгоритмы хэширования (т.е. майнинг криптовалюты, да упокоится она с миром). Но для типичных компьютерных игр увеличенный в 8 раз кэш L2 (по сравнению с 3060) поможет значительно снизить количество обращений к памяти GDDR6.
Другая сторона медали заключается в том, что 128-битный интерфейс неизбежно ограничивает объем VRAM, который может иметь GPU. Если вы используете чипы объемом 1 ГБ, то максимальный объем памяти составит 4 ГБ (например, GTX 1650). В RTX 4060 используются чипы объемом 2 ГБ, что позволяет увеличить объем до 8 ГБ. Nvidia могла бы также разместить чипы с обеих сторон печатной платы (что раньше было довольно распространено), но это повышает сложность и увеличивает общее количество VRAM до 16 ГБ. Это, пожалуй, слишком много для видеокарты за 300 долларов, даже в 2024 году.
Дело в том, что для большинства игр при соответствующих настройках вам не потребуется более 8 ГБ VRAM. Мы уже объясняли, почему 4K требует так много VRAM. Максимальные настройки часто снижают производительность на 20 % и более, но качество изображения при этом остается практически таким же, как и при высоких настройках.
The Last of Us, Part 1 - Ultra preset
The Last of Us, Part 1 - High preset
The Last of Us, Part 1 - Medium preset
The Last of Us, Part 1 - Low preset
The Last of Us, Part 1 - Very Low preset
В качестве примера посмотрите на приведенную выше галерею из The Last of Us, Part 1. Это игра, которая может легко превысить 8 ГБ VRAM при максимальных настройках. Однако последний патч улучшил производительность, и теперь 8-гигабайтные карты работают гораздо лучше — как будто первоначальный порт был плохо сделан и неоптимизирован! Как бы то ни было, мы запечатлели пять пресетов, и если присмотреться, то между Ultra и High нет существенных различий, и вы можете еще больше уменьшить разницу, понизив качество текстур только от ultra до high.
Эффект неразличимости особенно характерен для пакетов HD-текстур, которые могут весить 40 ГБ и более, но редко сильно меняют визуальное оформление. Если вы работаете в режиме 1080p или 1440p, большинство поверхностей в игре будут использовать разрешение текстур 1024×1024 или ниже, потому что поверхность не покрывает более тысячи пикселей. На самом деле, большинство поверхностей, скорее всего, предпочтут текстуры 256×256 или 128×128, и только те, которые находятся ближе всего к окну обзора, будут нуждаться в текстурах 512×512 или 1024×1024.
А как насчет текстур 2048×2048 в текстурном пакете HD? В зависимости от игры, они все равно могут загружаться в VRAM, даже если алгоритм mipmapping никогда на них не ссылается. Таким образом, вы можете ухудшить производительность и вызвать всплытие текстур буквально за ноль улучшений в визуальном плане.
С этим связана потоковая передача текстур, когда игровой движок загружает текстуры низкого разрешения для всего, а затем по мере необходимости подтягивает в VRAM текстуры более высокого разрешения. В некоторых играх это можно наблюдать сразу после загрузки уровня: Все выглядит немного размытым, а затем «всплывают» текстуры более высокого качества.
Если алгоритм потоковой передачи текстур все еще пытается загрузить текстуры более высокого разрешения, когда они не нужны, он может вытеснить другие текстуры из VRAM. Это может привести к тому, что движку и GPU придется неоднократно перебрасывать данные по интерфейсу PCIe, поскольку одна текстура загружается и вытесняет другую текстуру из VRAM, но затем эта другая текстура нужна и должна быть извлечена обратно в VRAM.
Hogwarts Legacy — Ultra preset
Hogwarts Legacy — High preset
Hogwarts Legacy — Medium preset
Hogwarts Legacy — Low preset
В основном, как все это будет происходить, зависит от разработчиков игр. Некоторые игры (например, Red Dead Redemption 2) строго следят за соблюдением требований к VRAM и не позволяют выбрать настройки, превышающие объем VRAM вашего GPU — вы можете попытаться обойти это, но результаты будут потенциально проблематичными. Другие игры, особенно на Unreal Engine, используют потоковую передачу текстур, иногда с возможностью ее отключения (например, Lord of the Rings: Gollum). Это может привести к вышеупомянутому всплыванию текстур.
Если у вас часто выскакивают текстуры, или вы получаете много трафика PCI Express, мы рекомендуем снизить настройки качества текстур на одну ступень. Мы провели множество тестов на качество изображения, и, особенно при 1080p и 1440p, в современных играх очень сложно заметить разницу между максимальными и высокими настройками текстур.
К лучшему или худшему, но RTX 4060 — это графический процессор, который Nvidia создала для этого поколения. Многие дизайнерские решения, вероятно, были приняты еще два года назад. Переход от 12 ГБ в 3060 к 8 ГБ в 4060, к сожалению, все еще вызывает недоумение.
Итог таков. Если вы относитесь к тому типу геймеров, которым необходимо включать все графические опции, то сейчас мы находимся на том этапе, когда многие игры будут использовать более 8 ГБ VRAM даже при 1080p. Большинство игр не будут испытывать проблем, если вы снизите качество текстур (и, возможно, теней) на одну ступень, но все же это зависит от конкретной игры. Так что если мысль о снижении каких-либо настроек вызывает у вас неприязнь, RTX 4060 — не тот GPU, который вам нужен.
RTX 4060 в исполнении ASUS
Компания Nvidia не будет выпускать карты RTX 4060 Founders Edition, поэтому партнеры AIC (Add-In Card) должны сами придумать подходящий дизайн. Очевидно, что при базовой мощности 115 Вт TGP (Total Graphics Power) нам не понадобится никаких экстремальных решений для борьбы с теплом.
Счастливые дни! Не требуются 16-контактные адаптеры.
Вот пример: Asus RTX 4060 Dual OC, которую Nvidia прислала нам для стартового обзора. Карта не очень большая, но она занимает 2,5 слота по ширине, что фактически означает, что вы не можете использовать два соседних слота. Не то чтобы это имело значение для большинства людей, поскольку в наши дни видеокарты являются одними из немногих карт расширения, которые по-прежнему используются регулярно. Дополнительные адаптеры для слотов M.2 и адаптеры USB 3.2 — еще один возможный вариант использования, наряду с картами видеозахвата, но даже они не особенно распространены.
Отсутствие RTX 4060 Founders Edition означает, что мы, скорее всего, не увидим карт с 16-контактными разъемами питания, что нас вполне устраивает. Карта Asus оснащена единственным 8-контактным разъемом, который сам по себе способен обеспечить мощность 150 Вт, не говоря уже о 75 Вт от слота PCIe x16. Даже при скромном заводском разгоне Asus 4060 и близко не подойдет к этим потенциальным пределам мощности.
Об упаковке для карты Asus сказать особо нечего, кроме того, что в ней много пустого места. Размеры коробки такие же, как и у значительно более крупных трехвентиляторных карт Asus, но, вероятно, есть преимущество в том, чтобы сделать коробку «одного размера для всех».
Кроме карты, вы получаете небольшой картонный держатель для перфокарт и небольшое руководство… и все. Не то чтобы мы ожидали чего-то дополнительного.
Размеры Asus RTX 4060 Dual OC составляют 229x124x48 мм (наши измерения), что в меру компактно, даже если речь идет о ширине 2,5 слота. Кроме того, это довольно легкая карта весом 639 г, так что проблем с провисанием у вас не возникнет. Скорее всего, карту можно будет установить во многие корпуса mini-ITX, если они смогут вместить более широкий корпус.
Asus использует два 89-мм вентилятора со встроенным ободом, которые в сочетании с радиатором должны легко справляться с любыми требованиями к охлаждению. Радиатор оснащен четырьмя тепловыми трубками, а ребра горизонтально ориентированы, чтобы воздух выходил из кронштейна ввода-вывода и задней части карты, а не из верхней и нижней ее частей. Это означает, что она будет выбрасывать меньше тепла во внутреннее пространство корпуса вашего ПК.
Для базовой модели RTX 4060 в дизайне Asus есть много интересного. Эстетика сдержанная, без RGB-подсветки, так что если вы пытаетесь собрать ПК «скрытой сборки», она подойдет. Вы также получаете несколько дополнительных элементов, которые обычно не встречаются в базовых моделях GPU.
На верхней панели находится переключатель для переключения между «тихим» и «производительным» режимами. По умолчанию он находится в режиме производительности, в котором мы его и оставили. Тихий режим, скорее всего, просто слегка изменяет кривую скорости вращения вентилятора в пользу более низких оборотов, чем более низких температур.
Видеовыходы состоят из типичных трех выходов DisplayPort 1.4a и одного HDMI 2.1 — ничего нового. Все четыре порта способны работать с дисплеем 4K 240 Гц, используя сжатие потоков Display Stream Compression.
Разгон ASUS RTX 4060
Наш процесс разгона не направлен на то, чтобы полностью разогнать оборудование, вместо этого мы пытаемся найти «достаточно стабильные и безопасные» разгоны. Мы начинаем с максимального ограничения мощности (с помощью MSI Afterburner), которое составляет 120 % для Asus RTX 4060 Dual OC — это зависит от производителя и модели карты. Мы также установили кривую скорости вращения вентилятора, которая начинается с 30 % при 30C и увеличивается до 100 % при 80C. Вероятно, это больше, чем нужно графическому процессору, но для разгона обычно рекомендуется поддерживать более низкие температуры, если это возможно.
Далее мы ищем максимальный стабильный разгон ядер GPU. При первоначальном тестировании мы смогли разогнать RTX 4060 до +225 МГц, а после дополнительной настройки немного снизили разгон до +200 МГц. Обратите внимание,RTX 4060 оснащается GDDR6 с тактовой частотой 17 Гбит/с, что не является «нормальной» скоростью — большинство чипов рассчитаны на 14, 16, 18 или 20 Гбит/с. Это должно дать нам приличный запас, и, конечно, мы смогли достичь стабильных +1750 МГц (эффективная скорость 20,5 Гбит/с). Nvidia использует функцию обнаружения ошибок и повторных попыток для своей памяти, поэтому даже если карта кажется стабильной, вы можете не получить лучшей производительности при максимальном разгоне VRAM. Для нашего тестирования мы разогнали память до +1500 МГц (20 Гбит/с).
Теоретический прирост производительности GPU при нашем разгоне составляет 8,1%, а пропускной способности памяти — 17,6%. Это означает, что максимум, что мы должны увидеть от OC, — это 15-процентный прирост производительности, а многие игры будут ограничены вычислениями GPU, что даст прирост ближе к 8-10 процентам.
На изображении выше показаны результаты наших разогнанных настроек, а также ограниченное представление о мощности, тактовых частотах и температурах (с помощью линейных графиков Afterburner). Графический процессор AD106 работал довольно прохладно, как и память GDDR6. Также видно, что во время игр частота GPU достигала 3000 МГц.
Как всегда бывает при разгоне, приходится действовать методом проб и ошибок. Наши результаты не слишком агрессивны, но они все равно могут превышать то, чего вы можете достичь с другой картой. В первую очередь мы ориентируемся на стабильность (любой сбой означает, что мы сбрасываем частоты и пробуем снова, пока не получим никаких проблем), а максимальная производительность является второстепенной задачей.
Мы включим в диаграммы результаты ручного разгона в 1080p ultra и 1440p ultra. В целом производительность выросла примерно на 10 % по сравнению с заводскими настройками. Разумеется, никакой разгон не сможет сократить разрыв между RTX 4060 и 4060 Ti, поскольку последняя имеет больше кэша L2 и на 25 % больше ядер GPU.
Nvidia RTX 4060 тестовый стенд
В конце прошлого года мы обновили наш ПК для тестирования GPU, установив в него Core i9-13900K, хотя мы продолжаем тестировать эталонные GPU на нашей системе 2022, которая включает Core i9-12900K для иерархии бенчмарков GPU. (В нашем обзоре RTX 4060 мы будем использовать результаты 13900K для игровых тестов, что гарантирует, насколько это возможно, что мы не ограничены процессором. Мы также используем ПК 2022 для тестов ИИ и профессиональных нагрузок.
За последние несколько месяцев было обновлено несколько игр. Мы перепроверили большинство карт для обзоров RTX 4070, 4060 Ti и RX 7600, а также проверили некоторые карты, чтобы убедиться, что за прошедший месяц ничего существенного не изменилось.
В этом обзоре мы используем драйверы Nvidia preview 536.20 для RTX 4060, в то время как другие карты Nvidia тестировались с драйверами 531.41-531.93. Для графических процессоров AMD использовались драйверы 23.2.1-23.5.2. Карты Arc A770 от Intel были протестированы с последними драйверами 4514, а также нам наконец-то удалось заставить Minecraft работать нормально.
Наш текущий тестовый набор состоит из 15 игр. Из них девять поддерживают DirectX Raytracing (DXR), но мы включили функции DXR только в шести играх. На момент тестирования 12 игр поддерживают DLSS 2, пять — DLSS 3 и пять — FSR 2. О производительности DLSS мы расскажем в отдельном разделе, посвященном апскейлингу.
Мы тестировали RTX 4060 в режимах 1080p (средний и ультра), 1440p ультра и 4K ультра — ультра означает самый высокий поддерживаемый пресет, если он есть, и в некоторых случаях максимальное значение всех остальных настроек (за исключением MSAA или суперсэмплинга). Результаты в 4K предназначены в основном для тех, кому интересно посмотреть, как может упасть производительность в этом разрешении при максимальных настройках, поскольку 4060 определенно не ориентирован на геймеров в 4K.
Наш компьютер подключен к Samsung Odyssey Neo G8 32, одному из лучших игровых мониторов, что позволяет нам в полной мере ощутить более высокую частоту кадров, которая может быть доступна. G-Sync и FreeSync были включены, как положено. Как вы можете себе представить, приблизиться к предельной частоте 240 Гц оказалось непросто, поскольку в нашем тесте не было ни одной киберспортивной игры.
Когда мы собрали новый тестовый ПК, мы установили все последние на тот момент обновления Windows 11. Сейчас мы работаем под управлением Windows 11 22H2, но с помощью InControl мы заблокировали наш тестовый ПК на этот основной выпуск в обозримом будущем (критические обновления безопасности по-прежнему устанавливаются каждый месяц).
Наш новый тестовый ПК оснащен аппаратным обеспечением Nvidia PCAT v2 (Power Capture and Analysis Tool), а это значит, что мы можем получать данные о реальном энергопотреблении, тактовой частоте GPU и многом другом во всех наших игровых бенчмарках. Мы рассмотрим эти результаты на странице, посвященной энергопотреблению.
Наконец, поскольку в наши дни GPU предназначены не только для игр, мы провели несколько тестов профессиональных приложений, а также запустили несколько бенчмарков Stable Diffusion, чтобы посмотреть, как рабочие нагрузки ИИ масштабируются на различных GPU.
Игровые тесты в 1080p
Стоимость Nvidia RTX 4060 составляет 299 долларов США. Она ориентирована на «бюджетных геймеров», которые не склонны обновлять графические процессоры каждого поколения и, возможно, не обладают самым современным и совершенным оборудованием. И Nvidia, и AMD говорили об этом рынке, подчеркивая, как много людей все еще используют такие карты, как GTX 1060 и RTX 2060, и отмечая, что по данным Steam Hardware Survey 64 % опрошенных ПК все еще работают в разрешении 1080p (хотя многие из них, вероятно, являются ноутбуками, которые, как правило, не превышают 1080p за пределами более дорогих предложений).
Наш новый режим тестирования дает нам глобальный обзор производительности, используя среднее геометрическое всех 15 игр, включая наборы тестов трассировки лучей и растеризации. Затем у нас есть отдельные графики только для наборов растеризации и трассировки лучей, а также графики для отдельных игр. Если вам не нравится график «общей производительности», то два других — это те же самые графики, которые мы представляли ранее.
В нашем тестовом наборе намеренно больше игр с трассировкой лучей, чем тех, с которыми вы обычно сталкиваетесь. Это связано с тем, что игры с трассировкой лучей, как правило, наиболее требовательны к ресурсам, поэтому если новая карта справляется с трассировкой лучей достаточно хорошо, она должна отлично справляться и с менее требовательными играми. Кроме того, трассировка лучей все больше напоминает то, что мы можем рассчитывать на хорошую работу при правильной оптимизации, и аппаратное обеспечение Nvidia доказывает, что это возможно. Уже два поколения прошло с момента выпуска Nvidia серии RTX 20, и, как мы вскоре увидим, новая RTX 4060 за $300 практически соответствует RTX 2080 за $700-800, которая была выпущена в середине 2018 года.
У нас есть два графика — 1080p ultra и 1080p medium. Ультра настройки могут в некоторых случаях слишком сильно давить на RTX 4060, особенно в требовательных DXR-играх, в то время как средние настройки могут быть недостаточно сильными. Вы можете интерполировать между этими двумя значениями, чтобы получить разумную оценку того, где должны находиться высокие настройки 1080p, которые, вероятно, являются наилучшим местом для таких карт, как RTX 4060.
Что касается общей производительности, то при средних настройках 1080p RTX 4060 находится прямо между RX 6700 XT и RX 6750 XT — и это уже довольно узкий промежуток. Она также на 16 % быстрее более новой RX 7600, на 22 % быстрее RTX 3060 и на 51 % быстрее RTX 2060 двух поколений. В режиме 1080p ultra RTX 4060 по-прежнему находится между 6750 XT и 6700 XT, на 22 % быстрее RTX 3060 и RX 7600 и на 58 % опережает RTX 2060.
Большинство людей не будут задумываться о переходе с RTX 3060 на 4060, и это к лучшему. Несмотря на более высокую производительность, у вас меньше VRAM, и это не такой уж большой скачок в производительности. Но если вы все еще держитесь за графический процессор RTX 2060 или более старый, вы можете получить довольно значительное обновление.
Хотя в этих таблицах нет GTX 1060 6GB и GTX 1660 Super (потому что мы включаем только GPU, поддерживающие API DirectX 12 Ultimate), мы по-прежнему используем наш старый тестовый набор для иерархии бенчмарков GPU. Если рассматривать только производительность растеризации, то RTX 4060 обеспечивает примерно на 150 % более высокую частоту кадров, чем GTX 1060 6GB, и почти вдвое (на 95 %) выше, чем GTX 1660 Super.
Конечно, можно привести аргумент, что GPU за 300 долларов не предназначен для игр с родным DXR, поэтому мы рассмотрим только девять игр с растеризацией из нашего тестового набора. В целом, RTX 4060 практически сравнялся с AMD RX 7600 в среднем 1080p, а в ультра 1080p — с преимуществом в 4,4 %. Однако это не однозначная победа ни одного из GPU.
Например, в Borderlands 3 RX 7600 явно лидирует, демонстрируя на 6 % больше производительности в среднем 1080p и на 23 % больше в ультра 1080p. AMD также имеет 4-процентное преимущество в A Plague Tale: Requiem и Flight Simulator, на 7 % в Watch Dogs Legion и на 9 % в Far Cry 6 — но все это только при среднем разрешении 1080p. В тех же играх производительность RTX 4060 при 1080p ultra практически равна или чуть выше.
Что касается Nvidia, то в нашем пакете растеризации в Forza Horizon 5 и Total War: Warhammer 3 RTX 4060 получила уверенное преимущество. В Forza 4060 всего на 4 % быстрее в высоком 1080p, но в экстремальном 1080p она на 37 % быстрее. В Warhammer 4060 имеет преимущество в 30 % в среднем 1080p и 23 % в ультра 1080p.
Если посмотреть на другие GPU, то RTX 4060 превосходит RTX 3060 на 22 %, что было бы заметным апгрейдом, но, вероятно, не стоит делать его самостоятельно. Он примерно на 50 % быстрее, чем RTX 2060, что является гораздо более достойным обновлением. Она также сравнялась с RX 6700 10GB, но на 10-11 % медленнее RX 6700 XT и RTX 3060 Ti.
В нашем тестовом пакете трассировки лучей (DXR) RTX 4060 показывает гораздо лучшие результаты по сравнению с AMD. Это не слишком удивительно, поскольку Nvidia работает уже с третьим поколением оборудования RT и продвигает API гораздо активнее, чем AMD. Не забывайте, что ни одна из тестируемых нами игр не использует новые архитектурные возможности Ады Лавлейс, такие как SER (Shader Execution Reordering), OMM (Opacity Micro-Maps) или DMM (Displacement Micro-Meshes).
По сравнению с RTX 3060, 4060 повышает общую производительность в DXR на 21-22 % в нашем тестовом наборе DXR при средних и ультра настройках 1080p. Диапазон улучшения немного варьируется: от 15 % в Control до 30 % в Metro Exodus Enhanced и Bright Memory Infinite Benchmark, но это довольно стабильный прирост. Аналогично, она на 56 % быстрее RTX 2060 в среднем 1080p и на 63 % в ультра 1080p.
Однако это не все хорошие новости, поскольку RTX 3060 Ti все еще выигрывает около 10 %. И давайте проясним, что 20-процентное улучшение от Nvidia — это не так уж и много. Это относительно небольшой шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением, а не 50-75-процентное улучшение, которое мы видели в предыдущих поколениях (например, GTX 1060 по сравнению с GTX 960 или RTX 2060 по сравнению с GTX 1060).
Игровые тесты в 1440p и 4K
При переходе к более высоким разрешениям RTX 4060 может стать проблемой. 8 ГБ VRAM, конечно, часть уравнения, но большая часть — это просто недостаточная мощность. Если вы играете в игры несколькихлетней давности, вышедшие примерно во время запуска серии RTX 20, она справится, но более требовательные игры — совсем другое дело. Кэш L2 объемом 24 МБ также недостаточно велик, чтобы эффективно справляться с различными буферами и обращениями к текстурам в более высоких разрешениях — он все еще помогает, но частота попаданий уже не так высока. Начнем с результатов в разрешении 1440p.
RTX 4060 по-прежнему выигрывает у RTX 3060, но отрыв сократился до 18 % с 22 %. Это не такая уж большая разница, но общая производительность в 1440p тоже оставляет желать лучшего, как мы увидим в результатах отдельных игр. Большинство игр вполне пригодны для игры, то есть работают со скоростью 30 кадров в секунду или выше, но общий средний показатель в 45 кадров в секунду означает, что в нашем тестовом наборе есть игры, которые падают гораздо ниже этой отметки.
Для 1440p лучше использовать высокие настройки и включить функцию повышения качества DLSS там, где это возможно. Кстати, DLSS позволил каждой игре в нашем тестовом наборе преодолеть отметку в 30 кадров в секунду даже на ультра настройках. Генерация кадров (DLSS 3) поддерживается не так широко, но она обычно улучшает передачу кадров на экран еще на 40-50 %.
RTX 4060 также опережает RX 7600, на этот раз на 27 %. В играх с разрешением DXR отрыв гораздо больше, чем при 1080p, но Borderlands 3 — единственная игра, где последняя народная карта AMD явно обходит RTX 4060. А если у вас есть RTX 2060, то выигрыш также весьма значительный: производительность в 1440p в целом выше почти на 60 %.
Наш набор растеризации показывает, что большинство из этих игр по-прежнему очень хорошо играбельны, а многие из них выходят за пределы 60 кадров в секунду. A Plague Tale: Requiem — далеко не худший представитель группы, в среднем 38 кадров в секунду, но DLSS и Frame Generation позволяют поднять этот показатель до 76 кадров в секунду.
Преимущество над RX 7600 от AMD составляет всего 8 %, в то время как RX 6700 XT предыдущего поколения опережает 4060 на 15 % — только Total War: Warhammer 3 дает 4060 небольшое преимущество над аналогичным по цене GPU AMD предыдущего поколения. Если вас в первую очередь интересует производительность растеризации, то 4060 все равно лучше новичка, по крайней мере, если вы смотрите только на чистую производительность и не учитываете энергопотребление.
Трассировка лучей при 1440p без апскейлинга сильно потеснила RTX 4060. Cyberpunk 2077 и бенчмарк Bright Memory Infinite едва преодолевают отметку в 20 кадров в секунду, в то время как в остальных играх этот показатель находится в районе 30 с небольшим. Но все шесть игр поддерживают технологию DLSS upscaling, которая позволяет получить 40 кадров в секунду и более в режиме Quality. DLSS 3 Frame Generation в Cyberpunk 2077 и Spider-Man: Miles Morales может даже преодолеть отметку в 60 fps в этих играх.
Считаете ли вы Генерацию кадров и DLSS полезными или нет — это уже другой вопрос. Лично у меня нет никаких реальных проблем с DLSS-апскейлингом — в некоторых случаях AI-апскейлинг и сглаживание могут выглядеть лучше, чем родной рендеринг, по крайней мере, в играх, где TAA-сглаживание имеет тенденцию быть слишком размытым и агрессивным. Генерация кадров — совсем другое дело.
Все хорошо, но, как мы уже отмечали в прошлом, относительно большой прирост производительности в 40-50 % (по сравнению с простым апскейлингом) не совсем соответствует реальным ощущениям от игр. Cyberpunk 2077 может отправлять на монитор 62 кадра в секунду, но половина из них «генерируется», то есть базовая частота ввода равна всего 31 кадру в секунду. Другими словами, игра будет выглядеть так, будто она работает на половине частоты генерации кадров, а если она составляет 30 кадров в секунду или ниже, это может показаться очень вялым.
Если посмотреть на другие GPU, то конкурирующие карты AMD, как обычно, сильно отстают в производительности трассировки лучей. Если RX 6700 XT на 15 % быстрее в растеризации, то в DXR она на 16 % медленнее, и чем более требователен рендеринг трассировки лучей, тем больше отставание — так, она все еще равна в Metro Exodus Enhanced, имеет небольшое преимущество в Spider-Man: Miles Morales, но отстает на 28 % в Cyberpunk 2077 и на 38 % в Minecraft. И это без учета DLSS.
Интересно, что благодаря 256-битному интерфейсу памяти и 16 ГБ памяти GDDR6 Intel Arc A770 Limited Edition может превзойти RTX 4060 по общей производительности трассировки лучей в режиме ультра 1440p. И да, эта карта сейчас стоит примерно столько же, сколько RTX 4060 (плюс немного больше), хотя она обычно медленнее в производительности в 1080p.
Производительность в играх в разрешениии 4K
Как вы уже догадались, RTX 4060 испытывает серьезные трудности в 4K в нашем относительно требовательном тестовом наборе. Трассировка лучей в 4K, в частности, и близко не приближается к играбельному уровню, а для достижения приемлемых частот кадров вам потребуется режим повышения производительности DLSS и, возможно, Frame Generation.
8 ГБ VRAM также определенно влияет на производительность в 4K, больше, чем в более низких разрешениях. Но нам нравится быть полными в нашем тестировании, поэтому мы включаем эти результаты для любопытных. Дополнительные комментарии к графикам мы приводить не будем.
Производительность в работе с нейросетями (ИИ)
Графические процессоры также используются в профессиональных приложениях, при обучении искусственному интеллекту и подведении итогов, а также в других областях. Наряду с обычными профессиональными тестами мы добавили бенчмарки Stable Diffusion на различных GPU. ИИ — быстро развивающийся сектор, и, похоже, 95 % или более общедоступных проектов разработаны для графических процессоров Nvidia. Иными словами, эти тензорные ядра предназначены не только для DLSS. Давайте начнем с тестирования ИИ, а затем перейдем к профессиональным приложениям.
Для карт Nvidia мы используем версию Automatic1111 Stable Diffusion, а для AMD — вариант Shark от Nod.ai. Для этих результатов мы использовали версию автоматической сборки 20230521.737, запущенную с «—iree_vulkan_target_triple=rdna3-7900-windows», как рекомендует AMD, или «rdna2-unknown-windows» для серии RX 6000 (это по умолчанию).
Для графических процессоров Intel мы использовали подправленную версию Stable Diffusion OpenVINO. Она не обновлялась уже несколько месяцев, и мы не смогли заставить работать генерацию изображений 768×768, так что мы пересмотрим результаты Arc в будущем. (Когда мы это сделаем, мы обновим нашу главную страницу бенчмарков Stable Diffusion… которая также на данный момент устарела).
Тензорные и матричные ядра в современных GPU были созданы специально для такого рода нагрузок, поэтому неудивительно, что графические процессоры Nvidia и Intel справляются с ними гораздо лучше, чем их коллеги из AMD. RTX 4060 не может сравниться с RX 7900 XT и XTX в генерации изображений 512×512 (они здесь не показаны), но он намного быстрее всех остальных современных GPU AMD, а результаты (не настроенные на AMD) в 768×768 еще более благоприятны для Nvidia.
Есть и другие интересные моменты. Пропускная способность оперативной памяти здесь тоже играет большую роль, и 4060 опережает предыдущее поколение 3060 всего на 6 % при разрешении 512×512 и на 9 % при разрешении 768×768. Наряду с меньшим объемом памяти, RTX 4060 явно не будет мощным ИИ. Он хорош для базовых задач, но не более того.
Графические процессоры Arc от Intel также выглядят достойно, и, возможно, другая библиотека могла бы еще больше сократить разрыв. A770 16GB и A750 демонстрируют более высокую производительность, чем, например, RX 7600 и RX 6700 XT.
Есть и другие рабочие нагрузки ИИ, особенно те, которые используют LLM (Large Language Models), где объем VRAM может быть важнее вычислительной производительности. Например, для запуска локального чатбота требуется 10 или даже 24 ГБ VRAM для некоторых моделей, а для графических процессоров Nvidia A100/H100 для центров обработки данных и серверов DGX существуют еще более крупные модели на базе GPT-3.
Производительность в профессиональных программах
Большинство настоящих профессиональных видеокарт стоят гораздо дороже RTX 4060. Они поставляются с драйверами, которые лучше настроены для профессиональных приложений, по крайней мере в некоторых случаях, а также с улучшенной поддержкой этих приложений. Тем не менее, в крайнем случае можно обойтись и потребительским GPU вроде RTX 4060. Также обратите внимание, что некоторые из наших профессиональных тестов проводятся только на графических процессорах Nvidia, поэтому в этих таблицах не будет карт AMD или Intel.
SPECviewperf 2020 состоит из восьми различных бенчмарков, и мы используем среднее геометрическое из них, чтобы получить общий «суммарный» балл. Обратите внимание, что это не официальная оценка, но она придает равный вес отдельным тестам и обеспечивает хороший обзор производительности на высоком уровне. Однако мало кто из профессионалов использует все эти программы, поэтому обычно важнее смотреть на результаты для тех приложений, которые вы планируете использовать.
RTX 4060 от Nvidia, как и ожидалось, занимает свое традиционное место позади RTX 3060 Ti, но впереди RTX 3060. Ему удается (с трудом) обойти 3060 Ti в одном тесте, energy-03, но в целом он на 21 % быстрее 3060 и на 8 % медленнее 3060 Ti.
RX 7600 от AMD — и графические процессоры AMD в целом — показывают гораздо лучшие результаты в SPECviewperf, чем потребительские GPU Nvidia, в основном благодаря тесту snx-04, где они примерно на порядок быстрее своих коллег из Nvidia. Графические процессоры Arc от Intel, кстати, неплохо справляются с парой тестов, но в целом занимают нижние строчки чартов.
Для 3D-рендеринга используется Blender — популярное приложение с открытым исходным кодом, и мы используем последнюю версию Blender Benchmark, в которой используется Blender 3.50 и три теста. Blender 3.50 включает движок Cycles X, который использует аппаратную трассировку лучей на графических процессорах AMD, Nvidia и даже Intel Arc. Для этого используется интерфейс HIP (Heterogeneous-computing Interface for Portability) от AMD, OptiX API от Nvidia и OneAPI от Intel, что означает, что GPU Nvidia имеют некоторое преимущество в производительности благодаря OptiX API.
На этот раз RTX 4060 действительно опережает RTX 3060 Ti по общей производительности. Она отстает в сцене «Барахолка», но в сценах «Монстр» и «Классная комната» работает гораздо лучше. Графические процессоры AMD не так быстры в Blender и вообще в любых приложениях с трассировкой лучей, и даже RTX 3050 демонстрирует более высокую общую производительность.
Два последних профессиональных приложения имеют аппаратную поддержку трассировки лучей только для графических процессоров Nvidia. В OctaneBench RTX 4060 снова уступает 3060 Ti, а в V-ray 4060 почти сравнялся с ним в режиме CUDA и немного опередил при использовании рендеринга OptiX. RTX 3060 отстает с приличным отрывом в обоих случаях.
Питание, частота, температура
Мы работали над этим некоторое время, протестировав все GPU на нашем новом тестовом ПК с помощью устройства Nvidia PCAT v2, и наконец-то перешли от оборудования и программного обеспечения Powenetics, которые мы использовали ранее. Преимущество заключается в том, что теперь мы используем данные из всего игрового набора, а не только из пары конкретных тестов. Графики представляют собой среднее геометрическое значение по всем 15 играм.
Наш новый подход к тестированию также предоставляет данные о тактовых частотах и температурах GPU (но не о скорости вращения вентиляторов), и у нас будут отдельные графики для 1080p medium, 1080p ultra, 1440p ultra и 4K ultra. Помимо тестирования энергопотребления, мы также проверяем уровень шума с помощью SPL-метра. Это делается на расстоянии 10 см, чтобы минимизировать шумовое загрязнение от других источников (например, кулера процессора).
Начиная с энергопотребления, RTX 4060 имеет номинальную мощность TGP (Total Graphics Power) 115 Вт. Однако Asus RTX 4060 Dual OC, судя по результатам нашего тестирования, имеет несколько больший предел мощности — около 130 Вт. В среднем при 1080p ultra карта Asus потребляла 125 Вт. В других разрешениях и настройках ситуация не сильно меняется, и среднее энергопотребление составляет 126-127 Вт.
В результате общий показатель эффективности составляет 0,537 FPS/W при 1080p ultra, но это не так хорошо, как 0,597 FPS/W у RTX 4060 Ti. RX 7600 от AMD при этом показывает 0,361 FPS/W, а RX 6700 XT — всего 0,320 FPS/W. Разгон также не сильно меняет эффективность: 4060 OC все еще получает 0,525 FPS/W. В любом случае, в зависимости от того, где вы живете и сколько платите за электроэнергию, эти показатели могут быть важным фактором.
Сами по себе тактовые частоты GPU не имеют большого значения, но Asus RTX 4060 в среднем работает на частоте около 2750 МГц в нашем тестовом наборе. Это примерно на 200 МГц выше номинальной частоты разгона, что типично для графических процессоров Nvidia серии RTX 40. Наш разгон на +200 МГц при ограничении мощности в 120 % повышает средние частоты GPU до чуть менее 3 ГГц, что является довольно впечатляющим результатом.
Приятно видеть, как графические процессоры Nvidia наконец-то с легкостью преодолевают барьер в 2 ГГц. В некоторых случаях более высокие тактовые частоты могут снизить общую эффективность, но сочетание архитектуры Ada Lovelace и техпроцесса TSMC 4N оказывается весьма эффективным. Остается только гадать, сможем ли мы увидеть GPU с частотой 3 и даже 4 ГГц в следующем поколении.
Температура у Asus RTX 4060 Dual OC очень хорошая. Мы ожидали этого, учитывая относительно большой радиатор, качественные вентиляторы и низкий уровень TGP «Total Graphics Power» (Полная Графическая Мощность). В среднем по нашему набору тестов карта Asus достигла температуры чуть ниже 60 °C, а худшим результатом стал 61 °C в Control.
Разгон не ухудшил ситуацию, благодаря агрессивной кривой скорости вращения вентиляторов, температура по-прежнему не превышала 60C. Но температура не существует в вакууме, мы также должны обратить внимание на уровень шума.
При средней потребляемой мощности 125 Вт карта Asus не должна прилагать слишком много усилий для поддержания температуры. Для тестирования уровня шума мы запустили Metro Exodus на 15 минут и оставили все на потом. Обычно это одна из самых требовательных игр в нашем тестовом наборе, если говорить о потреблении энергии GPU, а это значит, что скорость вращения вентилятора и уровень шума должны быть наихудшими.
Мы используем измеритель уровня звукового давления (SPL), размещенный в 10 см от карты, а микрофон направлен на центр правого вентилятора на карте Asus. Это позволяет свести к минимуму влияние других источников шума, например, вентиляторов на кулере процессора. Шумовой порог нашего тестового окружения и оборудования составляет около 31-32 дБ(A).
Через несколько минут Asus RTX 4060 Dual OC установилась на скорости вращения вентилятора 47 %. Как и ожидалось, она не слишком сильно шумит, зарегистрировав 42,1 дБ(А) на нашем измерительном приборе. Это не самая тихая карта в мире, и мы задаемся вопросом, не осмелится ли какая-нибудь компания попробовать RTX 4060 с пассивным охлаждением. Мы уже видели такие карты в прошлом, и 125-ваттный TGP должен быть управляемым, при условии, что у вас есть небольшой поток воздуха от корпусных вентиляторов.
Мы также провели тестирование со статической скоростью вращения вентилятора 75 %, и Asus RTX 4060 издавала шум 51,6 дБ(А). Карта не должна работать на такой высокой скорости вентилятора при обычном использовании или даже при разгоне, но это дает некоторое представление о том, чего можно ожидать в более теплых условиях.
Вот полная сводка результатов наших тестов, включая колонки производительности на ватт и производительности на доллар. Большую часть этой информации мы уже освещали в других статьях, хотя аспект стоимости мы не рассматривали напрямую.
Как и следовало ожидать, дешевые карты, такие как RTX 4060, занимают более высокое место по шкале стоимости, чем более дорогие, хотя это касается только стоимости GPU, а не всей системы. Судя по текущим ценам в Интернете, это самый выгодный графический процессор Nvidia, лишь немного уступающий RTX 4060 Ti и RTX 3060 Ti и RTX 3060. Впрочем, последние два уже практически распроданы, и вряд ли распродажи продлятся долго.
Однако это не означает, что RTX 4060 — лучшее предложение. RX 6600, 6600 XT и 6650 XT от AMD имеют немного лучшие показатели, а RX 6700 XT лишь на волосок отстает от 4060. Цены на видеокарты предыдущего поколения также сильно колеблются, поэтому хорошая распродажа может на некоторое время вытеснить на первое место какую-нибудь другую карту. Тем не менее, 4060 предлагает хорошее сочетание характеристик, цены и эффективности.
Nvidia RTX 4060: Бюджетный компромисс
Nvidia RTX 4060 позволяет снизить цену на Ada Lovelace до бюджетного уровня — 299 долларов. Это столько же, сколько стоила GTX 1060 6GB Founders Edition в 2016 году, на 50 долларов дешевле, чем RTX 2060 Founders Edition, и на 30 долларов дешевле, чем цена RTX 3060. Это отлично подходит для обычных геймеров, особенно для тех, у кого есть видеокарта нескольких поколений назад и кто хочет ее обновить. Однако RTX 4060 определенно идет на некоторые компромиссы, главными из которых являются 128-битный интерфейс памяти и 8 ГБ VRAM. Давайте посмотрим на это в перспективе.
Прошлое поколение RTX 3060 имело 192-битный интерфейс и 12 ГБ памяти. До этого в течение нескольких поколений Nvidia использовала 192-битные интерфейсы с 6 и даже 3 ГБ памяти. RTX 2060 был 192-битным интерфейсом с 6 ГБ (а позже — с 12 ГБ, хотя эти модели появились в конце цикла и встречались редко). Графические процессоры серии GTX 1660 также были 192-битными с 6 ГБ памяти. GTX 1060 имел 192-битный интерфейс и оснащался либо 3, либо 6 ГБ. На самом деле, чтобы найти карту Nvidia класса xx60, использующую менее чем 192-битный интерфейс, вам придется вернуться к GTX 960 2015 года.
Если смотреть на это с другой стороны, то Nvidia отбросила время на восемь лет назад. Да, большой кэш L2 помогает снизить пропускную способность памяти, связанную со 128-битным интерфейсом, но это очень, очень плохо, что нам вообще нужно вести этот разговор. Когда Nvidia разрабатывала различные графические процессоры Ada Lovelace, она урезала ширину интерфейса памяти и, соответственно, объем памяти практически в каждой модели, кроме топовой RTX 4090. После того как RTX 3060 перешел на 12 ГБ, возвращение к 8 ГБ в основной модели — это пощечина.
Является ли это концом света? Нет. Многие игры будут работать и с 8 ГБ. Все игры, созданные с умом, должны иметь опцию настройки текстур, которые не будут превышать 8 ГБ при 1440p или 1080p, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Но неизбежно появятся игры, которые превысят 8 ГБ, и это определенно шаг назад по сравнению с 12 ГБ у 3060. После предыдущего поколения мы думали, что с 8 ГБ на картах стоимостью выше 300 долларов покончено.
Чтобы все выглядело лучше, Nvidia выкладывает графики производительности, подобные приведенным выше, где показана производительность с DLSS-апскейлингом и генерацией кадров. Если вы купитесь на маркетинг, то при генерации кадров (а также нейронном рендеринге) RTX 4060 обеспечивает улучшение на 70 % по сравнению с RTX 3060. К сожалению, это очень искаженное представление о том, как работает генерация кадров и как она ощущается.
На практике мы бы оценили Frame Generation как 15-процентный прирост общей производительности RTX 4060 и других GPU серии RTX 40. Само по себе это неплохо, но и не идеально. Вы обмениваете меньшую задержку и повышенную отзывчивость на более плавную частоту кадров. Это определенно чувствуется в играх.
Есть и другие проблемы. Например, поддержка DLSS 3 сейчас гораздо более ограничена, чем DLSS 2. На данный момент она есть примерно в 38 играх, в то время как поддержка DLSS есть в более чем 300 играх. Но еще одна проблема заключается в том, что мы столкнулись с несколькими играми с DLSS 3, в которых эта функция была практически сломана из-за патча.
При тестировании Diablo IV мы обнаружили, что включение функции генерации кадров снижает производительность на всех графических процессорах серии RTX 40. Мы не знаем, исправили ли эту проблему последние обновления игры, но даже в этом случае она была не очень нужна. В данном обзоре функция Frame Generation также была отключена в игре Forza Horizon 5, хотя собственные данные Nvidia говорят о том, что она повысила производительность лишь на 25 % — в руководстве для 4060 указано 136 кадров в секунду при 1080p, в то время как мы измерили 116 кадров в секунду.
Но, опять же, половина этих кадров интерполируется, поэтому базовый fps — скорость, с которой сэмплируется пользовательский ввод — будет равен 78 по сравнению с результатом 108 fps, полученным DLSS при апскейлинге без Frame Generation. Ощущаются ли реальные 108 кадров в секунду лучше, чем интерполированные 136 кадров в секунду? Да, мы думаем, что да. Лучше ли это выглядит для глаз? Это более спорный вопрос, хотя Frame Generation, по крайней мере, позволяет лучше использовать мониторы с высокой частотой обновления.
RTX 4060 ни в коем случае нельзя назвать ужасной картой. Возможно, кто-то скажет, что это так, но в нашем наборе бенчмарков она была повсеместно быстрее RTX 3060 предыдущего поколения при любых настройках, которые имели значение (не считая производительности в 4K ultra, где ни одна из карт не показала приемлемой производительности). Есть крайние случаи, когда она отстает, например, Spider-Man: Miles Morales в ультра 1440p, где минимальный fps был явно хуже, чем на 3060. Но в целом? Да, она быстрее, чем предыдущее поколение, и даже снижает цену на 30 долларов — не то что RTX 3060, которая на протяжении большей части своего срока годности была доступна за 329 долларов.
Есть и другие преимущества, например энергоэффективность. RTX 3060 потребляет примерно на 35 Вт больше энергии, чем, например, Asus RTX 4060. Лучшая производительность при меньшем энергопотреблении — это хорошо. Другие архитектурные преимущества включают поддержку кодирования AV1, а такие функции, как Shader Execution Reordering, Opacity Micro-Maps и Displaced Micro-Meshes, могут оказаться полезными в будущем — однако мы бы не стали делать на них большую ставку, поскольку сейчас все они относятся исключительно к GPU серии RTX 40 и требуют использования расширений API.
Заключение
Спасением для RTX 4060, несомненно, является ее ценник. У AMD уже есть карты с аналогичной производительностью по той же цене, но многие геймеры предпочитают Nvidia, независимо от того, что могут предложить другие производители GPU. Теперь вы можете приобрести RTX 4060 последнего поколения за 299 долларов, с лучшей производительностью и возможностями, чем у RTX 3060. Только не ждите, что она будет вести себя так же, как RTX 4070, которая стоит в два раза дороже.
Более благосклонная Nvidia, окрыленная прибылью от криптовалют и ИИ за последние два года, сделала бы эту замену RTX 3050. При той же цене в 249 долларов это было бы потрясающее улучшение поколения, поскольку она на 66 % быстрее, чем 3050. В принципе, именно так поступила Nvidia с RTX 4090, которая на 60 % быстрее RTX 3090 при почти такой же цене.
RTX 4080 примерно на 50 % быстрее, чем 3080, но стоит на 70 % дороже. 4070 на 30 % быстрее 3070 и стоит на 20 % дороже. Стартовая цена 4060 Ti такая же, как у 3060 Ti, но она всего на 12 % быстрее. Теперь у нас есть RTX 4060, которая на 10% дешевле 3060 и при этом на 20% производительнее. Это лучше, чем у большинства его братьев и сестер.
Как и в случае с несколькими последними презентациями видеокарт, включая Radeon RX 7600, GeForce RTX 4060 Ti и GeForce RTX 4070, в итоге мы испытываем схожие чувства. Хорошо, что цены на поколение RTX 4060 не выросли. Для тех, кто использует графические процессоры двух и более поколений, RTX 4060 представляет собой хороший вариант обновления. Но мы все равно разочарованы тем, что Nvidia предпочла использовать 128-битный интерфейс и 8 ГБ VRAM для моделей этого поколения класса xx60.
Заключение
ASUS RTX 4060
ПЛЮСЫ
- Стоимость
- Производительность в 1080p
- Низкое энергопотребление
- Температура чуть ниже 60C
- Мощнее RTX 3060 на 20%
МИНУСЫ
- 128-битная шина
- 8Гб видеопамяти
ASUS RTX 4060 купить со скидкой
Мы собираем информацию во многих магазинах чтобы узнать выгодные цены